"Твоя вера - это болезнь. Будем лечить"
План урока о карательной психиатрии в СССР
эпиграф
«Общество — это сумасшедший дом, которым управляют его пациенты».

«Стигматизация — это процесс, когда реакция других портит нормальную личность».

Ирвинг Гоффман

Введение:

Французский философ и историк культуры Мишель Фуко писал, что психиатрические лечебницы, так же как и школа, университет, общесоматическая больница и армия, — орудие контроля, воспитания и обучения членов общества. Карательная психиатрия — предельное воплощение этой идеи: её основная цель — уничтожать человека физически и духовно за его убеждения, политическую и общественную деятельность, противоречащие официальной государственной идеологии. Карательная психиатрия в той или иной форме существует в разных странах, однако в Советском Союзе в 1960-1990 годы она стала, наряду с тюремным и лагерным заключениями, инструментом борьбы с людьми, несогласными с официальной политикой КПСС, инакомыслящими.
Вопрос к классу:

Зачем нужна карательная психиатрия? Почему некоторых людей не просто сажали в лагерь, а помещали в психиатрическую больницу?
Обсуждение.
Историческая справка:
Причиной помещения в позднем Советском Союзе психиатрическую больницу чаще всего была не душевная болезнь, а гражданская позиция. Людей объявляли сумасшедшими на том основании, что они организовали подпольные организации, распространяли самиздат, выходили на демонстрацию протеста, как Наталья Горбаневская, пытались незаконно выбраться за границу, как Николай Крючков, сын известного советского киноактера. Владимир Буковский в 1963 году впервые попал в тюрьму за участие в поэтических встречах у памятника Маяковскому и распространение самиздата. Из тюрьмы его отправили на психиатрическую экспертизу в Московский институт судебной психиатрии им. Сербского, где ему был присвоен диагноз "вялотекущая шизофрения", после чего диссидент провел три года в Ленинградской СПБ (Специальной психиатрической больнице). Там же в это время находился генерал Петр Григоренко, бывший партийный деятель, разочаровавшийся в Советской власти. С точки зрения властей, принудительная госпитализация инакомыслящего имела ряд преимуществ перед заключением в лагерь:

А. Пребывание в психиатрической больнице, в отличии от заключения, было бессрочным — оно позволяло изолировать диссидента от общества до тех пор, пока он не "излечится", то есть не откажется от своих убеждений. Например, Виктор Файнберг, один из участников августовской демонстрации 1968 года, провел в Ленинградской СПБ 4 года, Валерия Новодворская в общей сложности провела в различных психбольницах 3,5 года, в одной из самых страшных СПБ — Сычевской — люди находились по 7–8 лет.

Б. Диагноз и признание человека недееспособным дискредитировало его слова и поступки. Считалось, что против "самой гуманной власти в мире" выступать может только сумасшедший. Владимир Буковский пишет в своих мемуарах:
КГБ же вместо сталинского тезиса об обострении классовой борьбы получил новую идеологическую установку — об обострении психических заболеваний по мере построения коммунизма.
Владимир Буковский, "И возвращается ветер".
В. Помещение в психбольницу избавляло КГБ от необходимости добиваться от диссидентов признания их вины. Прибегать к пыткам, как в сталинские времена, было уже запрещено. Выпускать же на суд нераскаявшегося диссидента, особенно если он был личностью заметной, было неудобно.
Г. Помещение в психбольницу позволяло изолировать человека в любой момент, иногда профилактически — еще до открытого выступления против власти. Наряду со специальными психиатрическими больницами диссидентов помещали и в обычные психбольницы. Так, например, произошло с Геннадием Шимановым, который относился к Советской власти лояльно, однако был православным и занимался религиозной философией. В февраля 1969 года он получил повестку из районного психдиспансера, отказался туда явиться, после чего был принудительно госпитализирован в больницу им. Кащенко. Ещё семь лет назад, в 1962 году, Шиманов лег на несколько месяцев в ПБ им.Ганнушкина по собственной инициативе (чтобы не думать о быте и читать книги), и там он впервые с тем, что его веру воспринимают как сумасшествие:
Твоя вера в Бога — это болезнь. Будем лечить. Пока не вылечим — не выпустим.
Геннадий Шиманов, "Записки из Красного дома".
"Лечили" Шиманова от православия инсулиновым шоком.
Вопрос к классу:
Куда бы предпочли попасть, если бы были диссидентом — в лагерь или в психиатрическую больницу, и почему?
Обсуждение.
Историческая справка: описание практик лечения, ломающих психику на самом деле, объяснение, почему психиатрическая больница на самом деле хуже лагеря.
Описание практик лечения, ломающих психику на самом деле, объяснение, почему в ПБ зачастую бывало хуже, чем в лагере.
Условия содержания в СПБ чаще всего были чудовищными — два раза в день кормили жидким супом и кашей, заставляли смотреть отвратительно снятые пропагандистские советские фильмы, издевались над больными морально и физически. Лечение заключалось в насильственном вкладывании в большой дозировке сильных психотропных веществ (галоперидола, инсулина, аминазина), отрицательно влияющими как на физическое, так и на психическое состояние политзаключенных, не применяя при этом специальных корректоров для снижения действия этих лекарств, практиковали, кроме этого влажную укрутку (оборачивание "больного" в мокрое полотенце и оставление его в нем на несколько часов, до тех пор, пока полотенце не высохнет и не вопьётся в кожу), насильственную трудотерапию в портняжных, швейных, ткацких мастерских и т.к. называемую "стенотерапию", т.е. почти тюремное заключение больного в карцере с четырьмя белыми стенами на неопределенный срок.

Один из таких методов "лечения" вспоминает в интервью с Соломоном Волковым Иосиф Бродский:

«Ну представьте себе: вы лежите, читаете — ну там, я не знаю, Луи Буссенара, — вдруг входят два медбрата, вынимают вас из станка, заворачивают в простынь и начинают топить в ванной. Потом они из ванной вас вынимают, но простыни не разворачивают. И эти простыни начинают сжиматься на вас. Это называется „укрутка"».
Соломон Волков. "Диалоги с Иосифом Бродским".
Про укрутку в Ленинградской СПБ вспоминает также и Владимир Буковский:
"Второй корпус считался лечебным, но лечили, в сущности, везде одинаково. Правда, там были еще специальные палаты для инсулиновых шоков. В седьмом отделении свирепствовал Валерьяныч — так звали фельдшера по имени Виктор Валерьянович. Это был настоящий садист и буквально болел, если за свою смену кого-нибудь не загнал в укрутку. Один из нашей братии, Толик Беляев, осужденный за анекдоты о Хрущеве, зачитался как-то допоздна и не заметил, что объявили отбой.. За это Валерьяныч сделал ему укрутку и, конечно, записал, что Беляев возбудился".
Виктор Буковский. "И возвращается ветер".
Михаил Куробака, заключенный Сычевской СПБ, вспоминал:
(Из книги А. Подрабинека "Карательная медицина")


«Была у нас палата № 3, самая большая в отделении. Там находились больные с наибольшими нарушениями психики. В наказание могли поместить туда любого. Несколько раз и я попадал в эту палату. Помню, находясь там впервые, я обратил внимание, что нередко среди ночи заходят санитары — будят некоторых больных (обычно самых безответных) и выводят в туалет. Я заинтересовался этим и сначала не поверил услышанному. Тогда решил сам проследить и, когда привели очередного больного из туалета, внимательно рассмотрел его и расспросил. В результате убедился, что санитары используют больных для удовлетворения своих извращенных половых прихотей. И это ни для кого не было секретом — ни для медсестер или „контролеров", ни для врачей. Нередко шутили по этому поводу".



Заключение:
Обобщая все сказанное выше, можно заключить, что карательная психиатрия служила двум главным целям. Первая — стигматизация инакомыслящего, дискредитация его гражданской деятельности и убеждений. Вторая цель состояла в том, чтобы сломать человека физически и духовно: советская психиатрическая лечебница, антигуманная по самой своей природе, применяла к пациентам пыточные методы лечения. Таким образом, квалифицируя инакомыслящего как душевнобольного, власть фактически получала возможность применять к нему пытки, которые уже были запрещены в пенитенциарной системе.




Результат такого опыта сформулировала в своих мемуарах Валерия Новодворская:
(Из книги В. Новодворской "По ту сторону отчаянья")

"Человек, прошедший через СПБ и ПБ, никогда не будет прежним. Он не сможет создать семью, иметь детей. <...> Он до конца своих дней будет бледнеть, видя машину с красным крестом, и не будет сближаться с психиатрами. Он никогда не обратится к невропатологу и не примет даже таблетку снотворного. Он не сможет смотреть фильмы типа "Френсис" или "Полета над гнездом кукушки". То, что с ним сделали, непоправимо. <...> И держать его будут на коротком поводке. Есть такая штука — психоневрологический диспансер. Политический после СПБ обязан посещать его каждый месяц. Возьмется за прежнее — без суда и следствия попадет в ПБ (достаточно одного звонка из КГБ), а там и в СПБ".






Проект школьного урока «Карательная психиатрия»
Автор: Мария Болотникова
Куратор: Варвара Бабицкая



ШКОЛА ИССЛЕДОВАНИЯ И ТЕКСТА
Программа Российского фонда культуры «Гений места. Новое краеведение»

Made on
Tilda